Д.Н. Сулейманов
Я.А. Погребная
В.В. Печенкина
О ДОСУДЕБНОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ СПОРОВ Аннотация.
В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины неудовлетворительной работы налоговых органов по рассмотрению жалоб и обращений налогоплательщиков. Ключевые слова:
налоговые органы, налогоплательщик, жалоба, обращение, споры.
D. N. Suleymanov
Y.A. Pogrebnaya
V.V. Pechenkina
ABOUT PRE-TRIAL SETTLEMENT OF DISPUTES
Annotation.
This article is an attempt to reveal the main reasons for the unsatisfactory work of the tax authorities to deal with complaints and appeals of taxpayers. Keywords:
tax authorities, the taxpayer, complaints, appeals, disputes.

Важнейшим направлением в деятельности Федеральной налоговой службы считается досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками. По результатам рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, на акты налоговых органов, вынесенные в порядке ст.101.4 НК РФ, и жалоб на иные акты налоговых органов ненормативного характера в I полугодии 2015 года в целом по России удовлетворено в пользу налогоплательщиков 28,7%, что на 2,1 п.п. меньше, чем в I полугодии 2014 года (30,8% от количества рассмотренных жалоб). Доля удовлетворенных жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, на акты налоговых органов, вынесенные в порядке ст.101.4 НК РФ, и жалоб на иные акты налоговых органов ненормативного характера в общем количестве удовлетворенных в пользу налогоплательщиков жалоб в целом по России в I полугодии 2015 года составило 32,1%, что на 0,5 п.п. меньше, чем в I полугодии 2014 года (32,6%). За I полугодие 2015 года в налоговые органы поступило 21 тысяча жалоб налогоплательщиков, что на 4% меньше, чем в аналогичном периоде 2014 года (21,9 тысяч жалоб). При этом 34,2% жалоб по результатам их рассмотрения за I полугодие 2015 года были удовлетворены, что на 0,7 процентного пункта меньше, чем в I полугодии 2014 года (34,9%). Процент сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков по отношению к оспариваемым налогоплательщиками суммам по жалобам за I полугодие 2015 года составил 8,5 %. В I полугодии 2014 года данный показатель составил 13,1 %. Необходимо отметить, что постоянно совершенствуется работа с налогоплательщиками по их информированию. В журнале «Налоговая политика и практика» и других изданиях массового характера, а также через Internet ресурсы регулярно сообщается, что на сайте ФНС России создан интернет-сервис «Узнать о жалобе», позволяющий оперативно в режиме онлайн получить информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб (заявлений, обращений), поступивших в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации и ФНС России. Так, за I полугодие 2015 года на указанном интернет-сервисе зарегистрировано более 1,4 млн обращений, что больше аналогичного периода 2014 года в 3,1 раза. Кроме того, Федеральной налоговой службой на сайте ФНС России создан интернет-сервис «Решения по жалобам», который предоставляет возможность просмотра в свободном доступе наиболее значимых решений, вынесенных налоговыми органами по результатам рассмотрения ФНС России и управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации жалоб (обращений) налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц. За I полугодие 2015 года зарегистрировано 64,3 тысячи обращений к сервису (в 2,7 раза больше, чем в I полугодии 2014 года), что говорит о его востребованности со стороны налогоплательщиков. Однако при анализе этой информации сразу замечается определенное несоответствие: действительно, сайт востребован, число его посещений резко растет, но рост этих посещений не выражается в соответствующем росте обращений налогоплательщиков. Отсюда можно сделать вывод, что налогоплательщики не удовлетворены либо самим сайтом (тем, как он построен или тем, что на нем показано), либо практикой работы налоговых органов по рассмотрению их жалоб и обращений. На наш взгляд данный вопрос требует тщательного исследования с привлечением структурных подразделений ведущих университетов страны, обучающих студентов и имеющих научно-педагогический потенциал по направлению подготовки экономика, профиль налоги и налогообложение, таких как – Налоговый институт Российского нового университета, факультет Налоги и налогообложения Финансового университета при Правительстве России и др.

Список использованных источников
  1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ), 2015.
  2. Сулейманов Д.Н. Эффективность методов разрешения налоговых споров. //Позиция гражданина. – М.: МНИ, 2015. – С.122-126.
  3. URL: http://www.nalog.ru/rn77/ – сайт Федеральной налоговой службы.
  4. URL: http://rosnou.ru/ – сайт Российского нового университета.





Работодатели и партнеры